Муфтий Исмаил Десаи
Ответом на глобальный экономический кризис стала волна беспрецедентных действий со стороны различных финансовых учреждений, федеральных резервных банков, экономистов и банкиров по всему миру. Долговой кризис в Европе1 лишь обострил необходимость в принятии таких действий. Как мы можем предотвратить повторение данного сценария в будущем?
Основополагающим аспектом в решении данного вопроса является выявление основных причин кризиса. Безусловно, что основной и неоспоримой причиной кризиса стало безмерное и неблагоразумное кредитование всевозможными банками и финансовыми учреждениями. Немаловажную роль в данном кризисе сыграло переизбыточное использование заёмных средств, незаконная спекуляция брокеров, производные финансовые инструменты, промежуточное финансирование2 и бесконтрольность со стороны государства.
Комиссия по расследованию экономического кризиса США в январе 2011 года заявила: «Кризиса можно было избежать, однако многочисленные ошибки в финансовом регулировании, включая:
- неспособность Федеральной Резервной Системы остановить волну токсичных ипотечных займов3,
- огромные недочеты в корпоративном управлении, включая безрассудное поведение большинства финансовых учреждений, участвовавших в слишком рискованных проектах,
- недостаточную экспертизу и неподготовленность ключевых политиков, отвечающих за регулирование финансовой сферы,
- систематические бреши в отчетности,
- нарушение этических норм на всех уровнях».
Экономисты, пытаясь найти решения и механизмы для предотвращения возможного будущего кризиса, не смогли увидеть ущербность устоявшейся экономической системы и её структуры.
Каноны Ислама дают возможность построить справедливую и равноправную экономическую систему. В классических школах Шариата учтены такие аспекты экономической системы, как основы финансовых схем, прямое инвестирование капитала, цессия, поручительство, залог, долговые обязательства, будущие продажи и т. д.
Шариат предлагает различные решения для современной экономики. Одним из основных принципов исламской экономики является финансирование, обеспеченное активами. Исламские финансы обеспечены товарами и услугами в отличие от обычных финансовых институтов, которые используют ценные бумаги и закладные. Деньги в Исламе не являются объектом торговли, они выполняют роль посредника в обмене, не имея собственной ценности.
В большей мере кризис был вызван продажей долговых займов в виде производных финансовых инструментов, кредитныx дефолтныx свопов и т д. Этого бы никогда не произошло в идеальной исламской экономике.
Самой лучшей формой исламского банкинга являются модели распределения прибыли и убытков: мудараба (исламское партнерство в бизнесе) и мушарака (совместное долевое предприятие). В обоих случаях обе стороны делятся прибылью по заранее оговоренному соотношению. В случае мудараба потери несет исключительно инвестор, а в мушарака обе стороны делят убытки пропорционально размеру вклада.
Нам необходимо продолжать искать решения и ответы с помощью Шариата для создания справедливой и равноправной экономической системы.
1 Период времени, в котором несколько европейских стран стояли перед крахом финансовых институтов, высокого государственного долга и быстро возрастающей доходности государственных ценных бумагах. Долговой кризис в Европе начался в 2008 году с распадом банковской системы Исландии, а далее в 2009 году распространился в первую очередь на Грецию, Ирландию и Португалию. Долговой кризис привел к кризису доверия бизнес-сообщества и экономики Европы (Прим. переводчика).
2 Финансирование за счет выпуска финансовых инструментов, имеющих характеристики как долга, так и акционерного капитала; обычно осуществляется с помощью выпуска конвертируемых облигаций, комбинации субординированного долга с варрантами на приобретение акций, бросовых облигаций и т. д. (Прим. переводчика).
3 Ипотека может считаться «токсичной» с момента, когда заемщик прекратит осуществление платежей по нему (Прим. переводчика).
Сообщения не найдены
Написать отзыв